По немногочисленным просьбам наваял пост вот такого содержания. Это скорее даже информативный сборник советов, нежели раскрашенный во все цвета радуги гайд. Картинок по конкретным айтемам из игры здесь, ровно как и другого, на мой взгляд, лишнего оформления вы не найдете - это пространство мы оставляем для заполнения вашей фатназией (мы ведь говорим о ролевой игре, не так ли?). Не будет так же картинок, сопровождающих описание конкретных персонажей с игры и скринового описания талантов/скилов - эту информацию вы в обилии можете наблюдать на других постах/ресурсах по теме.
Пост посвящен разжевыванию танковского дела исключительно для Dragon Age: Origins на уровне сложности Кошмарный Сон.
Итак, начнем...
Совет:
- танка всегда ведите первым, но не отдаляйтесь группой, потому что в DAO существует очень много битв когда враг набрасывается сзади или просто таки лезет со всех сторон.
В DAO танку уделили должное внимание, создав класс Воина и линейку Оружие и Щит. Также нам прямым текстом намекнули что мобы больше агрятся на более тяжелые доспехи.
Кстати этот момент вызывает у меня несколько вопросов к разработчикам.
Итак, перейдем непосредственно к делу. В отряде, предлагаемом разработчиками DAO у нас два взаимозаменяемых варианта танков. Вначале нам навязывают вечно ноющего Серого Стража Алистера (про второго почти аналогичного персонажа писать не буду с целью сохранения интриги). Парень, в принципе, неплох. Вполне можно использовать его в качестве танка, качая по нижеизложенной схеме, но можно достичь более совершенного результата путем создания нового персонажа.
Выбор расы.
Больше бесполезная нежели наоборот характеристика для танка (несмотря на то что в ее описании последним пунктом написано: влияет на Запугивание) но следуя игровым канонам вам придется вложить некоторое количество очков в этот параметр. Топовые сеты требуют показателя 38 (а некоторые, если не ошибаюсь даже 42) очков - до этого предела и стоит доводить.
Совет:
- напяливаем на себя весь шмот связанный с повышением этой характеристики, одеваем нужный сет, и потом заменяем шмот на тот, что ваш танк носит обычно - в этом случае он будет куда более полезен, если сэкономленные очки вы вложете в следующий атрибут.
Ловкость
В нашем случае это является главной характеристикой для танка. Этот атрибут влияет на параметр Защита, который в свою очередь отвечает за шанс увернуться от атаки (включая все дебафы и абилки, вложенные в удар противника). До определенного момента качайте этот атрибут параллельно с силой, а потом все очки вкладывайте только в него. Чем больше показатель защиты - тем сложнее попасть по танкующему персонажу.
Совет:
- высокий показатель ловкости, которым в обилии будет владеть ваш танк, по счастливой случайности еще и отвечает за показатель Атаки (шанс попадания по противнику). Отсюда вывод: руна паралича, вставленная в ваше оружие ближнего боя (в порядке приоритетности конечно вставляйте ниже описанные руны, но если в оружии три слота - можно пробовать) может быть очень полезна, так как танк у нас бьет слабо но метко, и шанс срабатывания руны довольно таки велик. Рекомендуется против боссов.
Сила воли
Нет смысла тратить время на обсуждение этого беспознейшего атрибута (не только для танка а, на мой взгляд, в DAO вообще!) - не вкладывайте ни одного очка. Активными абилками ваш танк особо пользоваться не будет, а на поддержание некоторых режимов хватит, уж поверьте.
Магия
Тут без комментариев.
Хитрость
До 16 ти очков (исключительно для Убеждения). Не забывайте о том что 2 единицы (насколько я помню) берется в Башне Круга.
Заметка:
- стоит помнить о том что даже прокачанное на максимум убеждение напрямую зависит от показателя хитрости, поэтому если вам все же нужно успешно почесать языком, предлагаю вложить сюда еще пару очков, но без фанатизма.
Телосложение
Опять же относительно - всего 5 хит-пойнтов за каждое очко храктеристики. Мой совет - не вкладывайте ни одного очка и качайте соответствующим шмотом, которого в игре - масса.
Совет:
- очень важно помнить что мы качаем юркого и ловкого, нежели жирного танка - выбрав такой путь прокачки никогда не забывайте об этом. Если начнем распыляться на другие характеристики - результата не будет и вашего танка будут складывать вдвое моментально. Также забудьте об уроне, танку он абсолютно ни к чему - урон наносят дпс'ы.
Итог.
До определенного момента качаем силу. Все оставшиеся очки вкладываем в ловкость.
Здесь все очень просто.
- в первую очередь прокачиваем Убеждение
- параллельно Боевую Подготовку
Дальше все зависит от вашей группы и конкретных пожеланий.
Совет:
- прокачайте вашему танку навык Выживание.
Он всегда идет впереди (чтобы мобы атаковали его, увидя первым) + иногда полезно знать что за тварь ждет за дверью. Также выживание дает нам хоть и мизерные, но бонусы к некоторым сопротивляемостям.
Совет:
- ничего не вкладывайте в Тактику. Независимо от того играете вы Алистером или ГГ я советую вообще отключить тактику танку (и хилеру, но об этом позже) так как силу воли мы не качаем и выносливости у нас не так уж много чтобы оставлять ИИ право юзать Провокацию (главное умение танка, см. ниже) не вовремя или тратить драгоценные очки выносливости на какой нибудь бесполезный выпад с щитом.
По правде говоря у меня тактика отключена вообще. Поверьте, так играть намного интереснее.
Здесь все предельно просто. Трогаем линейку Воина и линейку нашей профессии.
- Линейка Воина:
Богатырь=> Запугивание=> Храбрость. Порыв Смерти втопку (восстанавливает выносливость, которая нам не нужна) - качаем когда уже некуда вкладывать.
Вторая ветка:
Расчетливый Удар (это не про нас, приходится качать чтобы доползти до следующей абилки)=> Провокация=> Выход из Боя. Идеальный удар втопку (речь идет о каком то уроне а мы к нему никакого отношения не имеем).
Заметка о том зачем танку нужен Выход из Боя.
Вообще то эта абилка ценна для ЛЮБОГО члена отряда - наш танк не исключение. Критических моментов/непредсказуемых поворотов в бою уйма. Пригодится, когда танк почти мертв а припарки/хилер исчерпаны. Случается так что лучше отступить, спровоцировав мобов другим воином (если таковой имеется), на время перетянув агро на него. Также полезно когда босс и ваш танк почти мертвы, но смерть последнего недопустима - опять же перетягиваем агро на другого члена отряда и добиваем.
- Линейка Оружие и Щит:
Удар Щитом у нас уже есть. Больше в этой ветке ничего не качаем. Используя Алистера в качестве танка разработчики вам навяжут еще и бесполезный скилл Толчок Щитом.
Далее простая схема - качаем Щитовую Оборону и бегаем с ней большую часть игры - штраф к атаке/бонус к защите это наша тема. Затем, прокачав Мастерское и Искусное Владение Щитом переключаемся на Глухую Оборону и бегаем с ней до конца игры. Кроме других бонусов этот режим не дает сбить танка с ног.
Понятно что вторая и третья ветки должны быть прокачаны полностью как можно раньше, но в порядке приоритетности следует выбрать, конечно, прокачку умения провокация.
Совет:
- ваше умение использовать провокацию вовремя во многом будет решать исход битвы. Напомню, что выносливости у танка не много, поэтому советую не использовать им никаких "активных" абилок кроме этой - если потеряете агро а на провокацию не хватает выносливости - дело дрянь. Здесь вам поможет хилер с заклинаниями Очищение/Групповое Очищение, но об этом позже. В общем, ждите пока максимально допустимое количество мобов себерется в радиусе умения и юзайте его.
Совет:
- всегда держите хилера в радиусе умения провокация, если вдруг сорвет агро - вы всегда сможете вернуть моба на место.Исключение:
- есть вариант что враг будет использовать на танка АоЕ с таким же/большим радиусом - тут уж надо менять тактику.
Совет:
- Запугивание должно быть включено ВЕЗДЕ И ВСЮДУ, ровно как и отключено у других воинов отряда, если таковые имеются.
Это участь воина, расчитанного на нанесение маскимального урона, коим мы никак не являемся.
Потрошитель.
Этот тоарищ юзает свои хэлпойнты дабы наносить урон - мы с телосложением особо не дружим так что нам не по пути, несмотря на классные абилки этой спеки.
Витязь.
Отличная специализация для танка. Бафит всех + умеет раскидывать вражину в разные стороны.
Храмовник.
Вторая специализация для танка. Неплохой резистанс + полезная абилка Очищение Области. Силен против магов.
Итог: Витязь и Храмовник в любом случае.
Броня для вашего танка это, прежде всего, бонусы к ловкости, защите, телосложению, восстановлению/количеству здоровья, физ/псих сопротивляемости. Как можно раньше напяльте массивный тип доспехов что значительно поднимет показатели агро и брони. Также одним из важнейших бонусов является Бонус к Получаемым Лечащим Эффектам - старайтесь поднять этот показатель как можно выше.
А теперь мой хит-парад танковских сетов:
Первое Место: Доспех Кайлана. Круто, дешево и сердито.
Совет:
- если есть это дополнение - сразу же дуйте в Остагар за доспехом. Не забываем по мере прохождения продавать и покупать у торговца все части сета чтоб доспех соответствовал уровню вашего персонажа.
Второе Место: Броня Кровавого Дракона. Дешево и сердито
Третье Место: Превосходный Доспех Вейда. Танковский набор как альтернатива Кайлановскому сету (но Кайлановский, конечно же, красивее).
Последнее место.
Броня Джаггернаута. Сомнительные бонусы (+3) к силе и телосложению и куча разных сопротивлений школам магии (что мы вполне можем заменить бальзамами) - фтопку его. Преимущество - неплохо смотрится, что является единственной причиной его напялить.
Описание всех сетов есть на
Как вы уже заметили - урон мы оставляем нашим дпс'ам, его наш танк наносить не должен, а должен уворачиваться от атак. Это значительно упрощает выбор оружия.
Танковское оружие должно быть со следующими бонусами: получающим лечащим эффектам, защите, броне, шансу отразить враждебную магию, шансу увернуться от атаки, ловкости, телосложению, восстановлению здоровья. Такими же бонусами должны обладать и руны, которые вставляете в оружие.
Что до щитов, то их в игре много, причем неплохих - тут вы и сами разберетесь.
Никакого шмота с надписью СНИЖАЕТ ВРАЖДЕБНОСТЬ!!!
Есть только одно условие: в обязательном порядке должен присутствовать хилер.
Описанный тип прокачки танка напрямую требует присутсвия именно этого игрового класса в вашей группе.
Неплохого хилера в игре нам предлагают разработчики - зовут её Винн и она находится в Башне Круга (что еще раз доказывает что туда нужно идти на начальных стадиях прохождения). Как альтернативу можно раскачать Морриган.
Качать хилера, как и любого мага в игре очень просто - абсолютно все очки вкладывайте только в параметр Магия. Сначала и до конца. Просто таки забудьте обо всех других характеристиках, особенно о Силе Воли (атрибут, который ошибочно считается "вторым" для мага). Зелий лириума в игре вполне хватает и выпить вы его всегда успеете, а тратить очки на эту характеристику в ущерб силе магии ну просто таки неразумно. Чем больше показатель магии - тем большее количество хит-пойнтов хилер восстановит и тем большее количество урона нанесет, тем или иным спеллом. Спеки для хилера:
- Духовный Целитель..
Специализацией владеет Винн, ею же учит. Название говорит само за себя.
- Маг Крови.
Почему Маг Крови? Да потому что Боевой Маг и Маг Оборотень несовместимы с хилом. Это понятно.
Кстати интересно то, что Винн с радостью принимает эту спеку несмотря на ее ненависть к этой школе магии.
Итог: Грамотно используя связку Танк/Хилер вы уверенно сможете контроллировать ход битвы и спокойно чувствовать себя рядом с самыми опасными боссами в Кошмарного Сна.
Все, мною описанное выше, будет работать исключительно используя прямые руки и грамотный подход к любой битве (подбор тактики, использование бальзамов/ядов и т.д.).
Awakening обошел стороной потому что его зачитерили до невозможности и я его рассматриваю исключительно как энтертейновый аддон, созданный для того чтобы срубить бабки на волне популярности Dragon Age: Origins, которая является действительно сложной (в некоторых местах особенно) и интереснейшей игрой.
Скрины с "достигнутыми цифрами" не выкладываю потому что речь идет не о цифрах. Тут надо играть и видеть=).